Человеки всех стран соединяйтесь! (chichilimov) wrote,
Человеки всех стран соединяйтесь!
chichilimov

«Судьба человека». Х/ф 1959 года по одноименному рассказу Шолохова

og1pmvfWX7c

В ходе обсуждения фильма на нашем клубе, была поднята мысль, что в «судьбе человека» показан (в лице главного героя) архетип русского человека. Я бы хотел развить эту мысль, сказав, что, в рамках архетипа, показана и главная черта русского характера — воинская. Русский человек, это прежде всего воин. И главный герой — Андрей Соколов — это настоящий русский воин. Что и подтверждает начальник немецкого концлагеря, в который он попадает. Но о концлагере чуть ниже.

Итак, воинская составляющая, как основная черта русского архетипа. Из чего она состоит? Предлагаю читателю вместе пройти по эпизодам фильма, в которых это художественно раскрывается.

Великодушие. Соколов возит жирного немецкого архитектора и планирует побег из плена. Ему везет: на улице подворачивается пьяный немецкий солдат, у которого можно снять форму. Он отводит его в дом и забирает одежду. Что он при этом делает? Правильно. Подкладывает кирпич под спящую голову пьяного солдата! То есть после всех ужасов что он видел, после всех печей, в которых сжигали людей, после концлагерей, он этого пьяного солдата даже пальцем не тронул. Хотя должен был бы, с рациональной точки зрения, убить. А ну как проснется и поднимет тревогу?

Коллективизм. Соколов не думает о себе. Он думает о товарищах. Когда ему посчастливилось в концлагере заполучить булку хлеба, он не стал ее есть сам, а разделил на всех поровну.

Взаимовыручка. Эпизод в церкви: предатель из числа «своих» собирается выдать немцам молодого комиссара. Соколов душит предателя и спасает паренька. Эпизод в каменоломнях: Соколов помогает уставшему товарищу держаться, чтобы фашисты его не пристрелили.

Честь. Стойкость. Отсутсвие страха перед смертью. Комендант концлагеря, в который попал Андрей, прослышал о недовольном выступлении Соколова и вызывает его к себе, чтобы, вдоволь поиздевавшись, пристрелить. Комендант предлагает голодному и уставшему главному герою выпить за победу немецкого оружия. Соколов отказывается. Тогда комендант предлагает ему выпить за свою смерть. Отчего ж не выпить, — говорит Андрей и выпивает подряд три стакана водки, практически не закусывая, сохраняя при этом человеческий облик. Комендант признает в Соколове настоящего русского солдата и дарует жизнь.

Самоотречение. После окончания войны Соколов мог бы начать строить свою жизнь. Пожить для себя. Но он от этого отрекается, усыновляет мальчонку сироту и посвящает свою жизнь ему.

Чувство долга. Из плена надо, конечно, бежать. Причем не с пустыми руками. А желательно, прихватив с собой ценного немецкого информанта с портфелем.

И даже некоторая, порой, беспечность. Совершив первый побег, Соколов останавливается, чтобы немного передохнуть, съесть, что под руку подвернулось, смотрит на небо, и, видимо, решив что убежал, решает немного поспать. Тут то его немецкая облава и догоняет.

Кстати о немцах. У Шолохова есть рассказ «Наука ненависти». Там бывалый советский солдат рассказывает молодым о своем опыте, как бы сейчас сказали, взаимодействия с немецкой нацией:

«[…] около Сквиры в овраге мы наткнулись на место казни, где мучили захваченных в плен красноармейцев. Приходилось вам бывать в мясных лавках? Ну, вот так примерно выглядело это место... На ветвях деревьев, росших по оврагу, висели окровавленные туловища, без рук, без ног, со снятой до половины кожей... Отдельной кучей было свалено на дне оврага восемь человек убитых. Там нельзя было понять, кому из замученных что принадлежит, лежала просто куча крупно нарубленного мяса, а сверху — стопкой, как надвинутые одна на другую тарелки, — восемь красноармейских пилоток […] Все мы поняли, что имеем дело не с людьми, а с какими-то осатаневшими от крови собачьими выродками. Оказалось, что они с такой же тщательностью, с какой когда-то делали станки и машины, теперь убивают, насилуют и казнят наших людей (выделено мной, В.Ч.)»

Гёте в Фаусте писал о том же. Говорят, он этими строками за сотню лет предсказал приход в Германии фашизма:

И у немцев есть ступень
Высшего паренья;
Это брокенская сень
На заре весенней.


Вот так. Раз уж мы разобрали составляющие русского архетипа, то для контраста надо глянуть и на архетип врага, с которым мы боролись (и сейчас боремся, конечно).

Сделав это необходимое отступление, завершаем наш обзор. Фильм заканчивается цитатой Шолохова непосредственно из рассказа:

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

К сожалению, все сложилось немного иначе. Послевоенное поколение выросло другим. Оно выросло и сказало: «Ну наше же отцы воевали затем, чтобы мы жили. Ну так давайте жить!». И начал жить так, что потом отрекся от своей страны, за которую столько крови пролито, от своих предков, от идеалов и от чести.

На славу пожили, нечего сказать. Но об этом как-нибудь в другой раз.


Tags: война с культурой, русский воин, фильмы, шолохов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments