Человеки всех стран соединяйтесь! (chichilimov) wrote,
Человеки всех стран соединяйтесь!
chichilimov

О разрыве лиричности и героичности в позднесоветских песнях


Татьяна и Сергей Никитины. Фото: vk.com

«Бойтесь музыки, инженер», — говорит один из героев немецкого писателя Томаса Манна. Говорит он это, конечно же, не случайно. Музыка таит в себе огромную силу. И, как считает герой, может быть порой крайне опасна. Музыка может как возвышать, вдохновлять, вочеловечивать, так и низвергать, растлевать и уничтожать. Это понятно.

В этом смысле хотелось бы поговорить вот о чем. Татьяна и Сергей Никитины. Каждый, наверное, знает кто они такие. Это авторы и исполнители песен в позднесоветский период. Крайне популярные. Если читатель не знает самих Никитиных, то наверняка слышал одну из их песен. Уж «Александру» из фильма «Москва слезам не верит», я полагаю, слышал каждый.



Или вот песня «Диалог у Новогодней ёлки».



Фильм «Старый новый год», который мы обсуждали на нашем клубе, начинается с их песни «Снег идёт».



То есть понятно. Никитины, с одной стороны, сами весьма популярны, с другой — их песни играют в популярных фильмах. И сейчас я попытаюсь показать, что подобные песни имели прямое отношение к тому что случилось потом — развалу страны.

Почему развалился СССР? По нескольким причинам. Одна из главных: советских народ решил, что, мол: «Надоела эта вечная война, борьба!», «Дайте пожить, наконец!», «Однова живем!» и т.д. А как так получилось? Откуда эти мысли о расслаблении (можно сказать демобилизации) взялись? Берусь утверждать, что взялись они, в том числи, из таких вот песен, как у Никитиных.

Дело в том, что их песни переполнены тем, что называется лиричностью. Они душевные, про любовь и тому подобное. Но насколько они душевные, настолько же и бездуховные. В них нет никакого героического действия. Есть только желание хорошо, счастливо жить.

Конечно, в желании хорошо и счастливо жить нет ничего плохого. Но такая жизнь не дается просто так. Ее надо завоевать. Соответственно, в жизни должно быть место подвигу, который эту счастливую жизнь завоевывает. А в песнях Никитиных подвига нет. Вообще нет. Предлагаю читателю еще раз переслушать песни в начале статьи и убедиться в этом.

Получается, в песнях Никитиных лиричность, отрывается от героичности. Героичность стоит отдельно, как нечто чужое, непонятное, «государственное» я бы сказал. То есть то, что к людям обычным отношения не имеет.

Есть и обратное явление. Когда в советской песне поется только о «героической», «государственной» составляющей. Вот пример.



И это тоже плохо. Не знаю, могу ли я передать, насколько это песня пошлая. Но над этим читателю предлагаю поразмыслить самому. Тут же я скажу, что в этой песне нет лирики, души. Одно сплошное действие и показной «героизм».

Итак. Мы видим, что в рассмотренных песнях налицо некий разрыв. Разрыв между лирикой, душевностью и героизмом, духовностью. Разрыв между душой и духом. Душа, оторванная от духа, хочет только спокойно и счастливо жить, лишь бы никто не трогал. Дух, оторванный от души, хочет что-то делать, но не знает что и во имя чего.

Это происходит не случайно. Душа, лишившись опоры духа, или лиричность, оторванная от героичности, начинает менять человека. Он становится крайне восприимчив к так называемой «смертной болезни». То есть к осознанию того, что человек смертен. И появляется желание «просто пожить». Никакой борьбы. Как жить? Жить, окунувшись в оргию потребления. Только она, в данном случае, может заглушить боль от осознания, что ты смертен.

Это и произошло с советскими гражданами, слушавшими Никитиных. Кто этих Никитиных к советским гражданам подпустил — отдельный вопрос. Мы его еще как-нибудь коснемся. А сейчас же ясно, что наши соотечественники, лишившись духа, захотели пожить. Это самое «пожить» советская социалистическая экономика не предусматривала. Поэтому понадобился капитализм. Что было дальше — мы видим.

Понятно, что эти два начала (лиричность и героичность) должны сочетаться. И они сочетались раньше! Раз уж мы рассматриваем проблему (а я бы назвал ее идеологической диверсией) под углом песен, то вот пример песни, в которой сочетается героичность и лиричность.



Чувствуете, да? Тут есть и лирика (девушки, природа) и героика (работа). Это довоенная песня. И трогает она совершенно иначе, чем песни Никитиных. Приведем такую же военную песню.



Отсюда вывод. Душу и дух надо сочетать. Чудовищный разрыв лиричности и героичности, созданный в том чилсе Никитиными, надо сокращать. Иначе потеряем последнее.




Tags: война с культурой, музыка, советские песни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments